История Почты России
Почта
России в XIX-XX вв.
В 1802 году, в связи
с учреждением в Российской империи министерств, Главное почтовое
управление было присоединено к Министерству внутренних дел..После
реформы 1830 года в почтовой отрасли произошли важные изменения:
введение городской почты, осуществляющей доставку почтовых отправлений
в городах, устройство сообщений для перевозки пассажиров в колясках,
новые формы содержания почтовых станций, приведение к единообразию
производство почтовых операций. В 1834 году между Санкт-Петербургом и
Москвой было завершено строительство первого шоссе. Со временем и
другие главные дороги страны были переоборудованы в шоссейные, что дало
возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров.
Крестьянская реформа
1861 года и создание Земского самоуправления позволили организовать
почту для обслуживания всего сельского населения. С 1865 года земства
начали организовывать собственные почты.. Несмотря на многие запреты и
ограниченность в средствах, земская почта получила большое
распространение и в конце XIX столетия существовала в 190 уездах.
Наибольшего развития земские почты достигли в Вологодской, Казанской,
Новгородской, Пермской и Самарской губерниях..
В 1874 году по
договоренности между 22 государствами, в число которых входила и
Россия, был образован Всемирный почтовый союз. Союз позволил установить
непосредственные почтовые отношения между странами-участницами. В 1884
году в целях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных
контор, Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в единое
Главное управление почт и телеграфов в составе Министерства внутренних
дел К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были
охвачены регулярной почтовой связью. После падения российской монархии
в феврале 1917 года Временное правительство Керенского переименовало
Главное управление почт и телеграфов в Министерство почт и телеграфов.
После прихода к
власти в ноябре 1917 года большевиков Министерство почт и телеграфов
было переименовано в Народный Комиссариат почт и телеграфов. В марте
1918 года Народные комиссариаты вместе с руководством страны переехали
из Петрограда в Москву, ставшую столицей государства.
За годы Первой
мировой, а затем Гражданской войны 1918-1922 годов, почтовое хозяйство
страны пришло в упадок. Почтовая связь столицы с частью районов была
полностью или частично нарушена. Протяженность почтовых маршрутов и
сеть предприятий связи сократилась почти вдвое по сравнению с довоенным
временем. Железнодорожный транспорт пришел в негодность, а гужевой -
из-за нехватки лошадей в основном простаивал. С окончанием в 1920 году
Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился
международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный
почтовый союз. В 1922 году началась воздушная перевозка почты на
международных и внутренних линиях. В 1924 году во многих уездах была
организована передвижная кольцевая почта, позволившая резко увеличить
почтовый обмен в сельских районах. Одновременно с развитием сети
обслуживания совершенствовалась система доставки почты. Конная
перевозка заменялась автомобильной, значительно пополнился парк
железнодорожных почтовых вагонов.
В 1926 году в
Наркомате почт и телеграфов был организован отдел почтовой техники. На
отдел возложили задачу модернизации оборудования и механизации почтовых
предприятий. В следующем году на Московском почтамте состоялось
торжественное открытие установок для механизации обработки посылок.
Вслед за Московским был механизирован и Ленинградский почтамт. К 1927
году количество почтовых отправлений достигло довоенного уровня.
В 1932 году, Народный
комиссариат почт и телеграфов был переименован в Народный комиссариат
связи СССР. В 1939 году началась работа по механизации предприятий
почтовой связи и созданию в областях, краях и республиках транспортных
контор. В том же году при ЦНИИС была создана лаборатория почтовой
техники. Главной задачей лаборатории была разработка принципиально
новых и совершенствование старых систем технического обеспечения
почтовой связи.
Начавшаяся в июне
1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новую
задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между
фронтом и тылом. Почтовое обслуживание воинских частей и соединений
действующей армии было возложено на органы военно-полевой и
военно-морской почты. Ежемесячно в действующую армию из тыла
доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет.
Основные мероприятия по организации почтовой связи в тылу сводились к
организации новых почтовых маршрутов, проведению эвакуации в восточные
районы страны большого количества промышленных предприятий и
учреждений. Война нанесла громадный материальный ущерб почтовому
хозяйству. Частично или полностью были разрушены почтамты в Ленинграде,
Севастополе, Одессе, на Смоленщине, в Белоруссии. В общей сложности
немецко-фашистские захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи.
В 1943 году, когда
Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по
восстановлению почтовой связи. В 1945 году, в год победы Советского
Союза над фашистской Германией, деятельность органов связи была
возобновлена практически на всей территории страны.
В послевоенные годы
почта претерпела количественные и качественные изменения. В 1946 году
Народный Комиссариат связи СССР был преобразован в Министерство связи
СССР. Руководство почтовой связи стало осуществляться Почтовым
управлением, входившим в состав Министерства связи вместе с другими
управлениями отраслей электросвязи. К 1950 году почтовое хозяйство,
разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня.
В последующие годы существенно расширилась сеть предприятий связи,
особенно в сельской местности. В городах развивалась сеть отделений
связи, подчиненных почтамтам и узлам связи. Большинство предприятий
стало объединять в себе почту, телеграф и телефон. Эти средства связи
размещались, как правило, в одном здании и находились под единым
руководством. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые
устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных
пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад.
Дальнейшее развитие почтовой связи шло по пути механизации и
автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации
ее перевозки и доставки. Для этого проводилась модернизация старого
почтового оборудования и освоение выпуска принципиально новых его
образцов - почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин,
оборудования для контейнерных перевозок, средств малой механизации и
почтового инвентаря, оборудования для обслуживания клиентов.
Многие десятилетия
предприятия почты и электросвязи существовали сначала в составе
областных и республиканских управлений связи, а затем в составе
государственных предприятий связи и информатики. В начале 1990-х годов,
после распада Советского Союза, социально-политические и экономические
преобразования, происходящие в России, повлекли за собой изменение
структур управления. Министерство связи и почтовая служба России
провели сложную работу по улучшению организации и системы управления
почтой. На правительственном уровне было принято решение о выделении
почтовой связи в самостоятельную отрасль. Руководство этой отраслью в
1993 году стало осуществлять Федеральное управление почтовой связи,
созданное при Министерстве связи Российской Федерации. В 1995 году
Управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ,
а в 1996 году преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства
связи РФ. Руководство почтовой связью на отдельных территориях
обеспечивают региональные управления, которые действуют через почтамты,
городские и районные узлы и отделения почтовой связи.
Почтовые предприятия России получили хозяйственную и коммерческую
самостоятельность, но вместе с ней и высокую конкуренцию, создаваемую
бывшими партнерами - предприятиями электросвязи. При этом, несмотря на
разделение отраслей, уникальная почтовая сеть, созданная в предыдущие
периоды и охватывающая практически все населенные пункты страны, была
сохранена.
В 1996 году Министерство связи РФ впервые за многовековую историю
существования российской почты решило нарушить государственную почтовую
монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России
возникли коммерческие почтовые компании. В число услуг новых компаний
вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий,
пересылка посылок, распространение периодической печати.
Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства, в
1994 году президент России Б. Н. Ельцин учредил профессиональный
праздник почтовых работников <День российской почты>,
который отмечают ежегодно во второе воскресенье июля. Другим
президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические
традиции российской почты - эмблема и флаг.
<<Назад
Источник:
www.russianpost.ru
|